Многие годы книга Пять Колец Миямото Мусаси, японского мечника 16 века, была популярна в США как раскрывающая «секрет японского успеха в бизнесе и шедевр вековой давности по стратегии одержания побед.» Но Мусаси был одним из тех несчастных самураев, которые родились слишком поздно. Он родился в 1584 году. Когда он участвовал в великой битве при Сэкигахара, ему было только 17 лет и он был слишком молод, чтобы рассчитывать на серьезную карьеру самурая при дворе какого либо даймио. Как боксер, он был независимым мечником. С 13-летнего возраста он провел 60 поединков и не проиграл ни одного, пока не прекратил драться на мечах в возрасте 30 лет. С помощью Такуана, известного дзенского монаха, он постиг искусство живописи, скульптуры, каллиграфии, дзенской мистики. Его книга «Пять Колец» была закончена всего за семь дней до его естественной кончины 12 мая 1645 года.
Буддисты считают, что мир состоит из пяти колец (элементов): земля, вода, огонь, ветер и ку (пустота). Мусаси озаглавил пять глав своей книги названиями пяти колец и расположил их в том же порядке. Последними словами главы о ку были «В ку существует добро и нет зла. Существует мудрость. Существует благодать. Существует путь. Разум — вот, что есть ку.» Йосикава Эйдзи был заворожен превращением Мусаси из непобедимого чемпиона в мирного дзенского живописца и описал его жизнь в книге, которая разошлась миллионными тиражами во время и после Второй мировой войны. Это была японская версия «Унесенных Ветром». После битвы при Сэкигахара под сёгунатом Токугава народы японских даймио переключились с убийств во время войны на ведение бизнеса во время мира. Мусаси был одиноким самураем, который ценой больших усилий и риска изменил свою жизнь в духе новой эры. Он был японским Шейном. После Второй Мировой Войны Япония, подобно Мусаси, также изменилась из нации, разорванной войной, в страну, которая жила в мире, навязанном американцами. Пилоты камикадзе получили новые работы с почасовой оплатой. Их героем стал не кто иной как Мусаси, они восхищались не мечником, которым он был, а дзенским художником, которым он стал. Теперь, когда закончилась холодная война, может ли побежденная Российская империя или победившая Американская империя превратится в процветающую торговую нацию в новом мировом порядке? Может ли их население сменить шахматную одержимость войной на восприятие Го сотрудничества между нациями? Как по мне, так в этом на сегодня заключаются главные вопросы.
Как бы то ни было, я сомневаюсь, что любое из пяти колец было воспринято в Японии серьезно и что их применяли как пособия по ведению бизнеса. Разумеется, по этим вопросам можно спорить. У меня нет академического намерения или способности доказывать свою правоту. Скорее я просто посоветую своим друзьям не упоминать при японских партнерах, что их наставником в менеджменте является Маккиавелли, Сунь Цзы или Мусаси. Что на самом деле тревожит меня в этих книгах, так это их бесконечные аналогии между понятиями бизнеса и военными концепциями. Вместо этого я настоятельно рекомендую моим друзьям научиться играть в Го, чтобы лучше понимать японское деловое мышление, потому что Го наиболее популярная игра среди японских деловых людей.
Миура Ясуюки, Го и восточная бизнес-стратегия.
Просмотров: 3 569